В России хотят заморозить цены на основные продукты
Крупнейшие российские розничные сети договорились на два месяца зафиксировать розничные цены на социально значимые продукты.
Исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Андрей Карпов подтвердил bbcrussian.com, что проект соглашения был подготовлен на прошлой неделе.
По его словам, Федеральная антимонопольная служба может одобрить инициативу уже в четверг. Положительное решение от ФАС необходимо для того, чтобы сети не заподозрили в сговоре.
В ассоциацию ритейлеров входят, в частности, сети «Ашан», «Дикси», «Лента», «Магнит», Metro Cash & Carry, X5 Retail Group («Карусель», «Копейка», «Перекрёсток») и другие.
Постный выбор
Социально значимыми считаются более 20 продуктов. Среди них – говядина, свинина, баранина, куры, замороженная рыба, молоко и часть молочных продуктов, сахар и соль, хлеб и хлебобулочные товары и ряд других.
Овощей и фруктов там лишь пять наименований: картофель, белокочанная капуста, лук, морковь и яблоки.
Именно с этим может быть связан выбор времени ритейлерами, считает генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина.
«В феврале-марте, во время Великого поста, фиксируется спад покупательской активности, особенно на продукты мясо-молочной группы. А придерживаться поста старается все больше населения в России»,— рассказала она Русской службе Би-би-си.
В то же время инициатива ритейлеров окажет на рынок положительное влияние, считает Тюрина: «Сейчас сложились все предпосылки для стабилизации цен. Дальнейший их рост приведет к снижению продаж и, соответственно, к падению выручки».
Дальше двух месяцев ритейлеры, скорее всего, не пойдут. С окончанием поста и началом «сезона шашлыков» потребительская активность обычно растет, напоминает Тюрина.
Проверки и регулирование
Санкции в отношении России, падение курса рубля и продовольственное эмбарго спровоцировало рекордный рост цен на продуктовые товары.
Еще в декабре 2014 года в регионах часть социально значимого продовольствия подорожала на треть, что делает возможным регулирование цен на уровне правительства.
Закон о торговле 2010 года наделяет власти правом ограничивать на срок до 90 дней предельные розничные цены на важнейшие виды продовольственных товаров в случае их повышения на 30% и более в течение месяца.
Вице-премьер Аркадий Дворкович ранее заявлял, что пока от такой меры воздерживаются из-за слишком большого риска возникновения дефицита продовольствия.
В январе рост цен на продукты привел в магазины сотрудников Генеральной прокуратуры России. Крупные сети были проинспектированы на предмет необоснованного завышения цен и сговора.
В результате было возбуждено более 400 дел об административной ответственности, но руководители компаний отделались в основном представлениями и предостережениями о недопустимости нарушения законодательства.
Источник: bbc.co.uk/russian/business/2015/02/150225_russia_retailer
27.02.2015