Пейте отечественное - за Родину, за…?
У россиян, любящих чокаться — две хорошие новости:
1. Им будет проще узнать сколько «вкусного» вина и пива предлагает отечественный производитель. Потому что в конце 2014 года Совет Федерации одобрил закон, разрешающий рекламу российского вина и пива на радио и ТВ. Нормы вступают в силу с 1 января 2015 года.
2. Водка рекламироваться не будет, но подешевеет. Потому что, Росалкогольрегулирование намерено снизить минимальную розничную цену на нее с 220 до 185 рублей за 0,5 литра. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой источник в ведомстве. «Наличие такого приказа подтверждаем, он будет опубликован позднее»,— заявил собеседник информагентства. По данным «Интерфакса», документ вступит в силу 1 февраля 2015 года.
Факты и цифры.
Антиалкогольные ограничения, постепенно вводившиеся в России с конца «нулевых» – имели положительный эффект. Пить в России стали меньше. Но не радикально.
По данным Росстата, потребление алкоголя в России в 2013 году составило 13,5 литра на человека. По подсчетам Всемирной организации здравоохранения, это в два раза больше среднемирового показателя в 6,2 литра чистого спирта в год, или 13,5 грамма чистого спирта в день на человека старше 15 лет.
Введенные ограничения были ответной мерой на многочисленные и справедливые сигналы авторитетных представителей общественности об эпидемии пивного алкоголизма в России, о том, что нация планомерно спивается. Рушатся семьи, трудоспособные люди становятся де факто инвалидами, их дети страдают хроническими заболеваниями и пополняют детские дома. Наконец, как от поддельного алкоголя, так и в результате алкогольного злоупотребления – ежегодно гибнут десятки тысяч граждан.
Однако Россия в 2013 году заняла второе место в мире по доле потребительских расходов на алкоголь относительно всех покупок на душу населения, по данным аналитического агентства Euromonitor.
В 2013 году россияне потратили всего $61,5 млрд. на алкоголь, из них почти $21,9 млрд.— на крепкие напитки, на пиво — $27,5 млрд., на вино — $12 млрд. Доля расходов на алкоголь на душу населения в России относительно всех покупок в 2013 году снизилась с 6 до 5,8%, или $429, по сравнению с 2012 годом (в среднем в мире потребители потратили на алкоголь только 1,5% своих расходов).
И вот теперь «оказалось» что потребление отечественных слабоалкогольных (и дешевеющих крепких) напитков – это нормально. Это даже патриотично – поддерживать отечественного производителя. Это следует рекламировать.
- Ничего страшного – другие вон пьют больше! – воскликнут интересанты.
Правда, когда перед глазами возникает общемировая картина потребления алкоголя, быстро понимаешь, что подобное оправдание – несколько сомнительное.
Советское отечественное – значит хорошее?
Весьма популярное изречение в наше время, не правда ли? Чем дальше мы отдаляемся от эпохи СССР, тем крепче становится миф о небывалом качестве всего советского.
Однако качество современных отечественных алкогольных напитков остается, мягко говоря, не супер. Есть конечно некоторые образцы мирового уровня, но что касается бюджетных напитков – ситуация более печальная.
Приращение России Крымом, конечно, даст новый импульс развития качественного виноделия, если жадность (погоня за увеличением объемов и снижением «издержек») не победит здравый смысл.
Ведь сейчас проще привезти импортный виноматериал и спирты, и налепив «отечественные» этикетки – выдать за «свое, родное». Подобных случаев множество. Или был такой случай, когда из обычной водки сделали очень популярную, путем правильного ребрендинга. Без работы над «содержанием».
Понятно, что эта «авторитетная выставка» организована исключительно ради привлечения отдыхающих и серьезным мероприятием не является. Однако рядовому потребителю продукт винодельных «самоделкиных» нравится! А подобные «виноделы», могут прекрасно себя чувствовать, правильно «откатив» кому положено.
Это, кстати, касается и недорогой импортной алкогольной продукции.
Вообще культура производства алкоголя и культура его потребления – вещи сложные. И подобных сложностей бояться не следует, если стоит задача воспитания здоровой и культурной нации, когда употребление спиртных напитков является легким сопровождением доброй беседы, веселого праздника или какого иного позитивного мероприятия.
К сожалению, у нас часто наоборот — мероприятия являются фоном возлияний — «если гости добрались до торта, значит праздник не удался!»
При этом высокая культура не предполагает массового потребления. Иначе бы по аналогии очередь в Большой театр растянулась на несколько десятилетий или в каждом областном центре появился бы свой Большой театр, не уступающий по «качеству» московскому.
Люди или деньги?
И вот тут, текущая политика государства становится предельно понятна – не повышать культуру производства и потребления алкоголя, а попытаться восполнить выпадающие нефтяные доходы – алкогольными. На столько, на сколько это возможно. Плюс дать заработать СМИ, так помогающим власти «правильно» освещать нынешнее «вставание с колен».
Не надо, наверное, рассказывать, как врезала по госбюджету СССР антиалкогольная компания середины 80-х?
Впрочем, напомню: уменьшение продаж алкоголя нанесло серьёзный ущерб советской бюджетной системе, поскольку ежегодный розничный товарооборот в среднем сократился на 16 млрд. рублей. Урон для бюджета оказался неожиданно велик: вместо прежних 60 млрд. рублей дохода пищевая промышленность принесла 38 млрд. в 1986 году и 35 млрд. в 1987. До 1985 года спиртное давало около 25% поступлений в бюджет от розничной торговли, за счёт высоких цен на него удавалось дотировать цены на хлеб, молоко, сахар и другие продукты. Убытки от сокращения продажи спиртного компенсированы не были. Плюс Чернобыль, вставший государству в 18 млрд. рублей и одновременное падение мировых цен на нефть – фактически обрушили финансовую систему СССР.
При этом в 1985—1987 годах уменьшение государственной продажи алкоголя сопровождалось ростом продолжительности жизни, ростом рождаемости, сокращением смертности, снижением количества бытовых преступлений.
Неоднократно отмечалось, что усилия нынешнего Правительства и ЦБ направлены, прежде всего, на сохранение сбалансированности госбюджета. Ни на экономический рост, ни на поддержку малого и среднего бизнеса, и не на укрепление национального здоровья, образования и культуры (затраты на которые в госбюджете — сокращаются).
Главной задачей Правительства остается честный ответ на вопрос Президента:
- В госбюджете деньги есть?
- Есть!
Поэтому Президент работой Правительства доволен, чего и не скрывает.
Но в итоге что? «Бабло» в очередной раз побеждает «зло»? А народом как быть? Как в советском анекдоте?
- Михаил Сергеевич! Срочно пришлите в Поволжье 2 эшелона водки!
- Вы что с ума сошли? У нас антиалкогольная компания!!!
- Михаил Сергеевич! Нам не до шуток! Народ трезвеет, спрашивает куда Царя-Батюшку дели?
А если серьезно, то желание выпить за Родину – это нормально.
Только не пейте непонятно что и до поросячьего визга. Родине подобный «патриотизм» точно не нужен, а вот лентяев-чиновников, алкогольных королей, «народных целителей» и прочих интересантов – вы, безусловно, порадуете.
За счет вашего кошелька и здоровья. Которое, как известно — не купишь.
06.01.2015